gerb-ra.png

Э К О Л О Г И Ч Е С К И Й   П О Р Т А Л   Р Е С П У Б Л И К И   А Л Т А Й

header-photo.jpg
logo.png

Позиция Росприроднадзора по муниципальным свалкам

 

Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает, что о требованию Генеральной прокуратуры РФ Росприроднадзор в письме от 16.12.2013 разъяснил своим территориальным органам их полномочия при выдаче и переоформлении лицензий по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса в случае, если организация, обратившаяся в орган, осуществляет эксплуатацию свалки ТБО и промышленных отходов, а также объектов, которые с момента их существования находятся на землях населенных пунктов.

  

Большинство муниципальных свалок в России были созданы в период 60-80-х годов в местах отработанных карьеров и в границах населенных пунктов. В настоящее время организации, эксплуатирующие такие свалки, обращаются в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением лицензии или продлением ранее выданных лицензий в связи с истечением срока их действия, в связи с чем у органов возникают вопросы о порядке их действий в таких ситуациях и о законности данных действий.

Как поясняет глава Федеральной службы Владимир Кириллов, в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат действительно может обратиться в лицензирующий орган для переоформления ранее выданной лицензии в случае, если у него не изменяется перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, а также адрес мест осуществления деятельности, указанный в лицензии. В этом случае орган проводит в отношении соискателя лицензии документарные проверки на предмет соответствия представленных соискателем сведений и в зависимости от результатов принимает решение.

Однако одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений и сооружений, в данном случае – объектов размещения отходов. В случае отсутствия документов, подтверждающих наличие у лицензиата указанных объектов, предоставление или переоформление лицензии не представляется возможным.

В свою очередь те свалки, о которых идет речь, не являются объектами размещения отходов, поскольку не соответствуют требованиям, которые предъявляет к таким объектам природоохранное законодательство. Так, согласно закону «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Согласно с п 4.11 ГОСТ под объектом размещения отходов понимаются полигоны и другие сооружения, эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями. Также п. 1.1 СНиП 2.01.28-85 определяет полигоны как природоохранные сооружения, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений. В свою очередь, Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, проскостную или линейную строительную систем, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Таким образом, на основании вышеизложенного свалки ТБО и промышленных отходов не являются природоохранными сооружениями – объектами размещения отходов. Эксплуатация таких свалок не может быть основанием для выдачи или переоформления лицензии на деятельность по обращению с отходами, поскольку в этом случае соискателем лицензии не выполняются лицензионные требования.

Аналогично и в случаях, если объект размещения отходов находится в границах населенных пунктов.

Законом «Об отходах производства и потребления» на захоронение отходов в границах населенных пунктах установлен запрет. Более того, Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано принять меры для ликвидации объектов размещения отходов, находящихся в границах населенных пунктов.

Наличие у лицензиата объектов размещения отходов в границах населенных пунктов также является несоблюдением лицензионных требований, и лицензирующий орган в этом случае должен принять решение об отказе в выдаче/переоформлении лицензии. Предоставление/переоформление лицензии в данном случае возможно лишь тогда, когда у соискателя имеется вступивший в силу документ, подтверждающий перевод земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, в земли иных категорий.

Кроме того, Росприроднадзор уточняет, что в случае, если объект размещения отходов в границах населенного пункта был создан до вступления в силу закона «Об отходах производства и потребления», лицензирующему органу при принятия решения о выдаче или переоформления лицензии следует руководствоваться, в том числе, данными свободной вместимости эксплуатируемого объекта. При этом, в случае, если свободная вместимость полигона ТБО и промышленных отходов исчерпана, предоставление или переоформление лицензии, а также работы по восстановлению земель, проводятся в порядке, установленном законодательством.

Также Росприроднадзор напоминает, что в августе 2014 года вступает в силу приказ Минприроды России №792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», согласно которому объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные), а также объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых под захоронение отходов запрещено законодательством РФ, не подлежат включению в государственный реестра объектов размещения отходов. В свою очередь, в соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в данный реестр.